Смольный монастырь

Ансамбль Смольного собора считается одним из лучших в стиле русского барокко. 
Смольный монастырь располагается на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре I находились смоляные дворы. Дворы поставляли смолу для строительства кораблей. Несмотря на то, что вскоре после основания Санкт-Петербурга смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название "Смольный двор". 
В XVIII веке на этих землях был построен небольшой Смольный дворец, в котором непродолжительное время жила дочь Петра Великого Елизавета. Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини. Но удаляться от Санкт-Петербурга, любимого детища ее отца, ей совсем не хотелось. Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописную территорию Смоляного двора, которая расположена в том месте, где Нева делает красивый изгиб. Строительство монастыря было поручено архитектору Растрелли. Начались работы в 1749 году. 
Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Смольный собор расположен в самом центре монастырского двора. Высокий собор (93, 7 метра) создает ощущение устремленности ввысь, динамики и пластичности. Пышный декор фасадов, обильное использование позолоты, нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору особенную праздничность и торжественность. Вокруг собора расположены четыре церкви и выполненные в бело-голубой гамме корпуса. 
Растрелли умер 1771 году, он так и не дождался окончания строительных работ. К концу XVIII века строительство вообще приостановились. И только в 30-х годах XIX века архитектор В. Стасов возобновил работы по внутренней отделке храма. Огромный церковный зал был отделан под мрамор, сооружены три величественных иконостаса, перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя, а кафедру украсила тончайшая резьба. Среди сохранившихся сокровищ собора следует назвать иконы работы А. Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы". Стасов стал и автором великолепной ажурной ограды собора, которая по красоте вполне может соперничать с оградами Летнего сада и Казанского собора. 
К сожалению, первоначальный проект Растрелли не был воплощен в жизнь полностью. Архитектор мечтал возвести рядом с собором многоярусную колокольню, высота которой достигала бы 140 метров. Эта колокольня должна была стать самой высокой в России и превзойти даже знаменитую колокольню Ивана Великого в Москве. Последователи Растрелли строить колокольню не стали, посчитав, что она плохо впишется в городской пейзаж. 
Смольный собор побил все рекорды по срокам строительства - ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Работы по возведению храма начались в 1748, а внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году. 
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. 
Революция 1917 год стала трагической вехой в истории храма. Собору был нанесен непоправимый урон. На протяжении долгого времени Смольный собор являлся обычным складом. 
В настоящее время Смольный собор отреставрирован и удивляет своей красотой приезжающих в Санкт-Петербург туристов. С 1990 года в храме открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сегодня.